Методическая разработка

Развивающая дидактическая игра

"Волшебная полянка"



Составитель:  воспитатель Вострикова Надежда Анатольевна

 

Пояснительная записка 

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о развитии речи ребенка в младшем дошкольном возрасте, что и натолкнуло меня на создание развивающей дидактической игры «Волшебная полянка».

Одним из главных событий в развитии ребенка данного возраста является овладение речью. За каждым словом, которое произносит ребенок, должно стоять то, что оно обозначает. Поэтому в младшем дошкольном  возрасте главным условием развития речи ребенка является потребность в общении со взрослым. В дидактической игре «Волшебная полянка», ситуация сотрудничества ребенка со взрослым создает необходимость назвать образ, героя, действие или природные явление, а значит произнести и запомнить слово. Так постепенно ребенок осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет связывать между собой отдельные слова.

Цель игры: Формировать речь детей младшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

1.    Учить детей самостоятельно пользоваться шнуровкой, замком - молнией, пуговицей, заклепкой, липучкой.

2.    Развивать познавательные процессы у детей младшего дошкольного возраста (внимание, память, мышление).

3.     Способствовать развитию фонематического слуха, интонационной стороны речи, развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса.

4.    Формировать у детей умение понимать, собирать, рассматривать и словесно описывать предметы и явления, действия с этими предметами.

5.    Отрабатывать четкость произношения слов (произносить слова правильно, не подменяя их облегченными, исправлять неправильные окончания).

6.    Создавать эмоционально-положительный настрой у детей.

Ход игры:

Игру можно разделить на несколько последовательных этапов:

1 этап: Знакомство с игрой.

Ребенок, вместе со взрослым, рассматривает  отдельные элементы сюжетного коврика, поочередно прикладывая их на полотно. На данном этапе можно использовать стихотворные строки, подходящие по сюжету.  

Задача данного этапа – дать понять ребенку, что из элементов можно сложить целостное законченное изображение или отдельное природное явления.

2 этап: Прикладывание, пристегивание, узнавание и называние изображенного элемента или природного явления.

Ребенок подбирает элементы сюжета по словесной инструкции взрослого.

Взрослый помогает ребенку: вместе рассматривают сюжет, взрослый задает вопросы и если ребенок затрудняется с ответом, сам называет или описывает элемент (например, дерево, дом, бабочка),  природные явление (например, капает дождь, плывет облако, радуга), их действия (закрыла глазки, спрятался под зонтик,) и побуждает ребенка повторять речевые образцы, проговаривать названия изображенного элементы или явления.

3 этап:  Расскажи по изображенному сюжету.

Совместно со взрослым (изначально – по образцу воспитателя) ребенок составляет отдельные несложные словосочетания (например, растет дерево, стоит домик,  бабочка порхает, солнце греет и т.д.), постепенно выстраивая смысловую цепочку (например, растет дерево на поляне, капает дождик из тучки, бабочки прячутся от дождя, из трубы домика идет дым, и так далее). Затем с помощью вопросов, ребенок вместе со взрослым составляют     связный по смыслу текст.

этап:Взрослый придумывает простейший сюжет сказки и совместно с ребенком (изначально – по образцу воспитателя) проговаривает и обыгрывает его. Меняя поэтапно  образы, героев  и действо  сказки.

5 этап: Использование  отдельных элементов  в самостоятельной игровой деятельности.

На данном этапе инициатива исходит от ребенка, который увлекаясь игрой,  привлекает других детей. 

Игру «Волшебная полянка» можно использовать  в работе с одним ребенком (индивидуально),  с подгруппой  (2-4 человека) и группой детей.

Длительность каждого этапа определяется индивидуально, в зависимости от уровня развития отдельного взятого ребенка или группы детей.

Список использованной литературы:

1.    Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999

2.    Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007

3.    Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010 

4.    Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации / Сост. М.А. Аралова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5.    Ляксо Е. «Развитие речи малыша». – М.: Айрис пресс, 2003 

6.    Эмоциональное развитие детей. Занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей / авт.-сост. О.А. Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

  Приложение

Сказка  «Лунтик и котенок Пуся»

Под высоким, ветвистым   деревом  стоял сказочный   домик. И жили в нем дружно поживали  Лунтик и котенок  Пуся.


Как-то раз пошли Лунтик  и Пуся гулять на цветочную поляну. Они бегали,
играли, ловили   разноцветных бабочек.

Вдруг подул ветер и небо потемнело.

-Смотри, Пуся, какая большая, чёрная туча, - сказал Лунтик  и показал на небо лапкой.

-Мяу-мяу, большая и чёрная, - согласился котенок.  Лунтик увидел, что солнышко закрыло  глазки. Эта туча испугала солнышко, догадался Лунтик.

И тут из тучи начал капать дождик. Сначала он капал медленно - кап... кап... кап...

- Пуся, нам надо спрятаться, а то мы промокнем, - сказал Лунтик.


- Мяу - мяу - мяу, - согласился котенок. А дождик стал капать  быстрее - кап-кап-кап. Стало холодно, грустно и сыро. И тут Лунтик вспомнил, что   взял с собой  на прогулку зонтик, чтобы спрятаться от яркого солнышка. 


Друзьям под зонтиком было сухо и хорошо.  А дождь  капал все быстрее и быстрее.  Зашумели листочки на деревьях и появились лужи.  


   А потом дождик кончился, выглянуло солнышко, открыла свои глазки, а на небе появилась разноцветная, большая  радуга-дуга. Вокруг запорхали бабочки, всем стало весело и радостно!!!


Форма входа
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0